Официальная группа вконтакте

Среди многочисленных достоинств Александра было и приготовление вкусной пищи для своей спортивной группы. Это он делал даже с удовольствием (см. фото 2).

Место для сборов было выбрано грамотно. Поднявшись от базового лагеря по крутому снежному склону, альпинисты попадают на снежное плато, над которым возвышаются несколько вершин с маршрутами 2-й и 3-й категорий сложности. Все эти горы названы в честь великих грузин: Джапаридзе, Чавчавадзе, Церетели, Рустави, … Поэтому данный район часто называют «Грузинский угол» (см.фото 3).

3. «Грузинский угол». Вид со снежного плато.

А на востоке, кажется, совсем рядом, доминирует Казбек (см.фото 4). Понятно, что мы тогда не предполагали, что организуем экспедицию на Казбек только в 1988 году…

4. Казбек. Вид со снежного плато.

Орография района такова, что за 1 день можно подняться последовательно на две вершины и спокойно спуститься в базовый лагерь. Грех этим не воспользоваться. Руководитель сборов Игорь Дудченко благословил.
2-го мая мы сначала поднялись по маршруту 2А к.сл. на вершину Рустави, что было несложно. Со стороны плато – это простой снежный сугроб (см.фото 5).

5. Вершина Рустави. Левый гребень – маршрут 2А кат.сл.

А затем в тот же день мы совершили восхождение на вершину Джапаридзе по скальному гребню (маршрут 3Б к.сл.).
На спуске с плато, хотя мы мазались кремом и даже надевали марлевые маски, горное майское солнце сожгло наши физиономии, до ожогов 2-й степени. Врач повеселился, замотал нас бинтами и мы в них щеголяли оставшиеся дни сборов (см.фото 6).

6. После перевязки. Александр Павленко и наш инструктор Неля Усманова

Следующее восхождение на вершину Рустави по маршруту 3Б к.сл. оказалось более сложным. Сначала мы поднялись на перемычку, а затем стали обходить скальный гребень. Там я впервые увидел потрясающие «скальные перья» (см. фото 7).

7. «Скальные перья»

При выходе на основной гребень было необходимо подняться по крутому фирновому склону. Александр по обыкновению вышел вперед с нижней страховкой (см.фото 8).

8. А.Павленко поднимается по крутому фирновому кулуару.

Видимо, из-за недостатка опыта мы поднялись на вершину поздно, около 19 часов. Там мы наблюдали красивейшую картину– закат солнца за Казбеком (см.фото 9). Как жаль, что тогда нам была недоступна цветная фотография!
Спуск в базовый лагерь проходил в темноте. Мы быстро организовывали перила и быстро бежали по ним вниз. В эту ночь мы прошли хорошую школу перильной работы и взаимодействия связок!
Восхождение закончилось безаварийно, но в базовый лагерь мы пришли за полночь. К нашему удивлению, никто не возмущался, все спали спокойно.

9. Закат солнца. Вид с вершины Рустави.

Утром руководитель сборов сказал: «Я был уверен, что всё в порядке. Если бы что-нибудь случилось – прибежала бы вниз за помощью связка». Это был нам, молодым альпинистам, ещё один полезный урок: не создавать лишней паники.
5 мая сборы уже закончились. Мы успели сходить две «3Б», что позволило нам летом в а/л «Алибек» закрыть 2-й разряд, а на следующий год уже совершать восхождения спортивной группой, выйти на 4-ю категорию сложности… Но это уже другая история. А воспоминания о «Грузинском угле» остались наилучшие.