Официальная группа вконтакте

Удачно, что в предыдущем году мы сходили на Белала-Каю по северному гребню (классический маршрут 3Б кат.сл.) и хорошо запомнили простой спуск.
С западной стороны Белала-Кая выглядит треугольной слегка наклонной стеной. По центру этой стены проходит маршрут 4А кат. сл., который нам был рекомендован как первая «четвёрка».

Белала-Кая. Западная стена

24 августа мы под руководством Геннадия Куватова вышли на гору. Нас было четверо и наш поход на «четверку» можно назвать «мероприятие 4  4».

Поход был обычным для Алибекской долины. Сначала путь идет через очаровательный горный лес, потом крутая тропа петляет по альпийским лугам, а затем по каменным осыпям и простым скалам. Ночевка под нашим маршрутом называлась «у черепахи». Действительно, в конце подхода мы увидели округлый бугор, покрытый серыми плоскими камнями. Похоже на черепаху, но очень большую.

На ночевке поставили палатку «памирку», которую современная молодежь даже не видела. Такая палатка плохо грела, зато хорошо протекала при любом дожде. В эту ночь осадков не наблюдалось, мы выспались и с рассветом двинулись на маршрут.

Сначала нормально шлось одновременно, пока мы не добрались до первого светлого пояса. Монолитный кварцит без единой зацепки. Наклон плиты позволял подниматься на трении, но никакой страховки сделать было нельзя.

Геннадий Дмитриевич был у нас мастером преодоления любых ледовых участков на маршрутах (прошел хорошую школу в а/л «Безенги» !). А на скалах главным специалистом являлся Александр Митрофанович. Высокий рост, прекрасная техника, спокойствие, уверенность – благодаря этим качествам он всегда трудные скальные участки проходил первым.

И вот Александр вышел вперёд с нижней страховкой, которая в этом случае была мало полезна, плавно и уверенно прошел всю веревку (тогда ходили на 40-метровых капроновых). Потом попросил надвязать ещё одну, и через 50 метров подъема преодолел кварцевый пояс. Нашел подходящий выступ, быстро закрепил веревку и мы спокойно поднялись по перилам.

Далее дело пошло проще. Остальные пояса кварцита более узкие, веревку надвязывать не приходилось. Подъём проходил планомерно и без ажиотажа.

Около полудня мы подошли к вершине и там спугнули грифа. Потом я прочитал, что у него размах крыльев 2,5 метра, но тогда мне показалось, что с вершины взлетел пассажирский самолет.

Гриф
Издалека вершина Белала-Каи кажется остренькой. На самом деле это широкая площадка, засыпанная рыжей щебенкой. Светило солнце и мы решили немного отдохнуть на теплых камнях. Незаметно уснули. А когда проснулись…
Здесь очень хочется наврать, что «проснувшись, мы увидели звезды над головой». Действительно, такой случай был с нашими знакомыми альпинистами. На самом деле мы проснулись к вечеру. Хорошо. что спуск нам был знаком!
Не мешкая, мы спустились по скальному гребню (маршрут 3А кат.сл.) на Белалакайский перевал. Оттуда, уже в сумерках скатились по фирновым склонам, перепрыгивая через трещины. В темноте мы добрались до верхних софруджинских ночевок, которые справедливо называют Собачьими. Это площадки на скальных плитах, окруженных ледниками. Ночью там всегда собачий холод. И мы с разгона продолжили спуск по очень крутой тропе (кто был, тот знает) на нижние софруджинские ночевки, почему-то называемые Медвежьими (медведей там никто из альпинистов не видел). Не дойдя до ночевок, мы нашли подходящую площадочку и заночевали.
Встав с рассветом, мы поспешили в альплагерь, так как возникла идея успеть к завтраку.
Наша инструкторица, не ведая беды, пришла утром в столовую и узрела своё любимое отделение, сидящее за столиком с ложками наизготовку. Она поняла, что у неё спокойный день отменяется…
На этой эпопее сезон не закончился. Мы ещё сходили на Главный Домбай-Ульген по маршруту 4Б кат.сл. и разоблачили группу, которая, не сходив на вершину, записала себе её. Но это – совсем другая история…