Официальная группа вконтакте

Источник risk.ru

Очень хотелось на Ушбу. И 26 июля мы с Лехой и Аликом встретились в Нальчике. К вечеру доехали в Шхельду.

Шхельда, как известно, колыбель альпинизма.
Поселились, съели джаубаур и следующие 2 дня гуляли на Зеленую Гостинную и лазали у Джантугана.

Готовя злоумышление пошли консультироваться к спасам. И застали там такую картину

пограничник(в штатском) переписывает журнал выходов, что бы удобнее было ловить. Сразу стало понятно, что консультироваться не стоит, хотя описания брать нам никто не запрещал(спасибо:).
Пошли на Немецкие ночевки. Жарко, и по неправильной тропе крайне утомительно.

На следующий день пошли на Ушбинский ледопад. Оказалось - непроходим. Трещины от края до края , сираки падают, и с Шхельды валит. Но очень хочется. Решили на плато через пик Щуровского идти. По сурку, что бы полазать, и безопаснее. А потом по двоечному гребню на плато. Решили и пошли обратно.
Денек отдохнули и обратно пошли. Вышли рано, шли по правильной тропе и пришли рано. Весь день мучались на Немецких от жары.

На гору вышли рано. В шесть. Больше так рано не выходили - пробовали технику "альпинизм с человеческим лицом".
- Будильник ставить будем? На шесть?
- Не, на 7. Не проснемся - ничего страшного.
Один раз, на спуске, устроили даже полноценный двухчасовой обед с просмотром пейзажа. Но были наказаны двухчасовой работой под дождем перед нахождением ночевки.
Вышли и уткнулись в трещину. Которую пришлось преодолевать.

После перехода на скалу лазание стало предельно тяжелым, и спортсмены сняли пуховые рукавицы.

Три веревки шлямбуров гордо вверх на крюконогах. Ночуем под вторым обработанным ключем, т.к. пошел град.Лезем следующий день и ночуем на удобных площадках под вершинным гребнем.

В принципе, жратвы у нас хватало. Благодаря мудрому Алику последние 5 сантиметров колбасы мы доедали у погранцов на допросе. Но хотелось немного еще. Особенно сладкого.
Следующийдень - подъем на Щуровского по гребню, писание записки:) фотографирование

спуск по двойке, траверс плато, подъем на подушку, и, не удержались, на скалы Настенко.

Площадка там оказалась плохая. Пришлось рубить.

Еще на первом выходе, взяв у проверявшего нас погранца бинокль, мы увидели на Северной Ушбе следы. Нас это грело. И поднимаясь на подушку мы на них вышли! СПАСИБО ВАМ РЕБЯТА. Мы уже ощутимо подустали, и ступени (хоть и оплывшие) нам очень помогли. И особенно спасибо за раскопанные под буры лунки, одна на веревку. Своей сознательности у нас могло не хватить.

Красивый снежный гребень. Карнизы. Классический альпинизм. Вышли на Северную вершину. И по дружелюбному южному гребню спустились на полпути до перемычки. Отлично заночевали, успев поставиться до града.

Так выглядит Южная Ушба с ночевки на перемычке. И это доставило нам размышлений - часть железа мы оставили на Щуровкого до спуска

А так - Северная Ушба и наша ночевка с Южной. А в Сванетии зеленая трава и селения совем рядом. И шашлыком пахнет.
На следующий день ходили на Южную на легке. Самый тяжелый день для меня. К палатке еле дополз. Снежный гребень перемычки гораздо сложнее четверочного на Северную. Скалы с двумя пятерочными моментами. И это на маршруте 1903 года! У меня были ботинки с хорошей резиной вибрам. Кто нибудь подскажет, в чем лазали тогда? А на спуске конец веревки три раза захлестывался за камень и приходилось лезть отпутывать. Устали, короче.
На вершине встретились с двойкой киевлян, которые поднялись по 5б Хергиани. Накормили нас сладкими сникерсами и сказали, что в Сванетии очень хорошо. Что вчера здесь были белорусы, а вечером подойдут грузины. Спустились часам к семи.

На следующий день тоже самое обратно. Северная, гребень, дюльфера на подушку.

Заночевали на плато. Красота. Поля снежные.

Проснулись поздно. И долго грелись под поднимающимся солнышком, прокатывающимся по Малой Ушбе. Дальше двоечный гребень, вершина Щуровского и дюльфера. Пообедали.

Начался дождь. И шел для нас всю ночь. Проснулись - небо ясное, а на нашу палатку прицельно льет со скалки, под которой мы встали.

Продолжили дюльфера по Сурку. Мосты за то время, пока мы ходили, потаяли. И пришлось дюльферять уже к другому месту ледопада. Вообще, хоть Сурок и пробит под дюльфера, порезали веревки много. Финишный прохлд под сираком, и свобода - чистый ледник.

На Немецких полтора часика перекусили и послушали музыку. Решили спускаться в низ, хоть и с фонариками. Это отдельная история - по шхельдинским каменюкам с фонариком.
И перед старой заставой нас в полдвенадцатого ночи совсем тепленьких берут погранцы и везут к себе как нарушителей.

Допрос, обвинение в пересечение границы и угроза в 5 лет тюрьмы. При досмотре находят мою камеру(камеру Алика уронили в Грузию) и становятся гораздо увереннее. У всех ищут GPS. Ну, может вас по административке... 5тыс. рублей штраф... Пугаемся и соглашаемся. Хотя сейчас очень жалею. До нас в этом сезоне уже 23 человека так поймали. Даже на пограничном:) перевале Гумачи. А пограничное начальство, как нам сказали, отслеживает ситуацию в том числе и читая интернет ресурсы. И собират на свой счет штрафы. Отпустили к вечеру следующего дня, но прилично поселили и кормили.

Про счастье не писал, но поверьте, оно там было. Если чего забыл, товарищи соучастники пожалуйста дописывайте.

Ходили гору в память о наших товарищах, погибших на Северной Ушбе в 2004 году, Саше Черникове, Косте Дмитриеве и Олеге Шмакове.