Официальная группа вконтакте

Горная дева

Силуэт Горной девы появляется на самых сложных перевалах. Если увидел ее – не жди добра, лучше обойди перевал стороной. Так гласит легенда. И найдется не один десяток людей, которые будут уверять, что действительно своими глазами видели белый силуэт среди темных очертаний скал. В горах люди становятся особенно суеверными и любят рассказывать жуткие истории, которые сами слышали у альпинистского костра. Якобы шли туристы по тропам, впереди перевал, а уже смеркается. Решили быстренько перебраться и заночевать выше в горах. На пути у ходоков встала Горная дева – светлый, едва видимый призрак девушки. Но отмахнулись туристы от увиденного, подумали, что им показалось. И смело шагнули на сложный участок дороги. С тех пор их так никто и не видел.

У легенды о Горной деве очень богатые исторические корни. Белый призрак девушки упоминался еще во времена Петра I. Тогда Белая дева охраняла богатейшие недра земли. Шло освоение земель, активно начиналась добыча руды. Легенда гласила, что, если на месте, где собираются бурить скважину, появится Дева, тревожить землю нельзя. Страшное проклятие ляжет на любого, кто не внемлет предупреждению. С давних времен горняки рассказывали, как люди, нарушившие запрет, умирали при нелепых обстоятельствах. Кого-то придавило упавшее дерево, кто-то утонул в маловодной реке…

Охраняли предприятия, добывающие руду, казаки. Поговаривают, что они и сочинили легенду, чтобы легче было караулить подземные богатства. Вместе с казаками легенда оказалась в предгорьях Заилийского Алатау. Сначала она распространилась среди чабанов, которые тоже быстро смекнули, как практично использовать эту страшилку. Чтобы начинающий чабан не заснул ночью и не прозевал скот, ему рассказывали на ночь легенду о Горной деве.

По секрету один инструктор нам рассказал, что и он частенько использует знаменитую историю в своей работе. Когда собираются в горы неопытные ходоки, чтобы не рисковать, инструктор перед сложным перевалом усаживает людей передохнуть и невзначай рассказывает про Деву. Особо впечатлительному туристу обязательно привидится что-нибудь в разноцветном узоре гор. И группа пойдет в обход сложного перевала, чтобы не рисковать.

Эльбрусская дева

Альпинист Леонид Замятнин как-то записал рассказ зимовщика Приюта Одиннадцати

Легенда гласит, что в одно прекрасное утро в ауле Урусбиево, что в Баксанском ущелье, появилась группа иноземных альпинистов. Местные в это время воевали с враждебным племенем, все мужчины были в походе... Пришельцы уже отчаялись найти проводника, но им повезло: с гор спустился юноша и согласился их сопровождать. Когда они достигли середины горы, началась пурга. Решили было возвращаться... Но юноша пошел к вершине один - и не вернулся. Его долго искали, но так и не нашли. Тогда возлюбленная бедного юноши решила отправиться на поиски сама. Поднялась на Минги-Тау (так называют Эльбрус балкарцы) и обнаружила тело в глубокой ледниковой
трещине... Говорят, что встреча с ней на снежных склонах предвещает беду.
Так возникло сказание об Эльбрусской деве. Оно, вслед за историей об Альпийской деве, не показалось бы мне интересным, и наш зимовщик бы тоже не поверил в эти россказни, если... Если бы сам не повстречал Деву лицом к лицу.

То, о чем хочу рассказать, случилось, если не ошибаюсь, в 1974 году. Весной. Я работал на базе МГУ на поляне Азау, у подножия Эльбруса,
Вдвоем с начальником группы -старшим инженером Севой - сооружали мы поворотные щиты, используемые при моделировании снежных лавин. По мере сил помогали романтически настроенная девушка Лара и прилетевшая в гости Севина приятельница Лина. Ради нее он и решил организовать поход к Приюту Одиннадцати, со спуском на лыжах с высоты 4200 м до поляны Азау. Затея мне не очень понравилась: апрель, погода неустойчивая, можно подрезать лавину, Уже на пешей части пути Лица начала отставать. Погода испортилась"
посыпала мелкая снежная крупа. На станции "Мир" из-за протеста Севы ночевать не остались. Я хорошо знал путь к Приюту, был уверен в своих силах, и мы пошли, хотя я понимал, что делать этого не следует.
Мы с Ларой прокладывали дорогу, чтобы друзья шли по нашим следам, Трижды, как в наваждении, принимали за Приют большие камни, которых я раньше не замечал. Кажется, заблудились, Начиналась пурга... Я рванулся вверх и вдруг, при вспышке молнии, разглядел серебристый контур Приюта, но почему-то слева. Через мгновение он вновь скрылся в душном липком тумане.
Какая странная погода... Смутное беспокойство охватило меня. И тут я увидел фигуру в плаще-серебрянке. Человек спускался наперерез, не обращая на меня никакого внимания. Не слепой же он. Я двинулся навстречу, заслоняясь от летящего в лицо снега.
Пути наши пересеклись, и мы остановились метрах в трех друг от друга. Я поднял глаза и почувствовал, что волосы на голове зашевелились, меня начал бить сильный озноб, женщина в чем-то серебристом и прозрачном, ниспадавшем до босых ступней, смотрела прямо в лицо, и я не мог отвести взгляда от этих пронзительных гипнотизирующих глаз. Начисто забыл, кто я, где я... Уже не владел собой.
... Неожиданно кто-то тронул меня за руку. Я вздрогнул и обернулся. Это была Лара. Когда же снова повернул голову, никакой женщины в белом не было.
- Видела что-нибудь?
- Нет.
"Черт-те что,- подумал я,- а ведь это была Эльбрусская дева. Если бы не
Ларка..."
Зимовщика, однако, не покидало желание разобраться, куда же их занесло. Утром, несмотря на бушевавшую ночью пургу, следы еще можно было различить. Оказывается, вчера они с Ларой не дошли до Приюта каких-то 200 м. Следы вели влево, прямо на крутые ледовые сбросы. Здесь никогда не ходили. "Мой след оканчивался в трех шагах от обрыва. Ох и лететь бы мне..."