Официальная группа вконтакте

Зимний Эльбрус (Отчет о поездке на Эльбрус зимой 2010 г. предоставлен М.А. Фаддеевым)

Группа молодых альпинистов (в том числе 2 девушки – храбрые, сильные и симпатичные) под руководством Александра Никонова на двух легковых автомобилях пересекла Россию и в 2.00 31 декабря прибыла на поляну Азау (2200 м над уровнем моря). Вокруг расстилались снега и кусал крепкий морозец.
Примерно в 10.00 мы собрали рюкзаки (довольно увесистые !), оставили автомашины на стоянке и на фуникулере поднялись на станцию «Мир». Там нам удалось нанять ратрак и около 15.00 мы со всем скарбом уже оказались у Приюта 11 на высоте 4070 м. Сияло солнце, но дул крепкий холодный ветер, который швырял колючий снег в лицо. Сначала мы хотели поставить палатки, но внутренний голос убедил поселиться в хижине с каменными стенами и железной крышей. К полуночи был сварен глинтвейн, и встреча Нового 2010 года удалась.

Резкий набор высоты (фактически за сутки на 4 км) не прошёл нам безнаказанно. Утром 1 января все маялись головной болью. Но железная воля Александра Никонова подвинула коллектив на акклиматизационный выход. Ветер за ночь усилился и гнал неприятную поземку. От мороза нас спасало хорошее снаряжение. Но из-за отсутствия акклиматизации подъём проходил медленно. Когда мы подошли под скалы Пастухова, то солнце скрылось, метель усилилась, видимость стала резко уменьшаться. Чтоб не заблудиться на необъятных склонах Эльбруса пришлось быстро возвращаться в приют.
Первый акклиматизационный выход можно было считать успешным. Но затем погода озлобилась. Три дня вокруг нас бушевал шторм. Из-за пурги видимость сократилась до 10 метров. При этом температура не поднималась выше  20º С. Ветер иногда сбивал с ног. В такую жесткую погоду подъём на Эльбрус смертельно опасен. Пойти вверх можно, но вернуться не удастся.
Внутри нашей хижины температура держалась около  5º С. Газа и харчей у нас было с избытком, но мы зверели от безделья. Развлекались тем, что разгребали снег, которым засыпало входную дверь. Иногда за час наметало около метра снега. Лавинные лопаты постоянно были в работе.
Только 5 января утром появилось солнце. Вокруг – радужное гало. Наблюдалось довольно редкое атмосферное явление – нижнее солнце. Мороз стал ещё крепче. Мне казалось, что ветер продувает насквозь, хотя я был одет, как полярник. Скалы Пастухова были залиты льдом, в который с трудом завинчивались титановые ледобуры. После подъёма на высоту примерно 4500 метров мороз и ветер заставили нас вернуться.
Расчеты показали, что в такую жестокую погоду подъём на вершину займет более 8 часов. Не менее 4-х надо планировать на спуск. Это означает, что выходить на восхождение с ночи при условии хорошей видимости. Но в ночь на 6 января опять разыгралась непогода на Эльбрусе. Несколько раз мы с Никоновым выходили наружу, но Эльбрус не менял гнева на милость. Опять налетала пурга, ликвидируя видимость.
Было очень обидно, но мы приняли решение спускаться вниз. Прогнозы, полученные по телефону, были неутешительные. Уж лучше вернуться живыми, чем увеличить количество жмуриков, лежащих на склонах Эльбруса. Около полудня 6 января мы, нагрузившись рюкзаками, двинулись вниз сквозь порывы пурги. Снег кое-где был выше колена. Но чем ниже, тем кофортнее становилась погода. Над станцией «Мир» было безоблачное небо, множество туристов катались на сноубордах. А над вершинами Эльбруса по-прежнему бесчинствовала снежная буря.
Спустившись на фуникулере в Азау, мы испытали ещё одно потрясение. На стоянке вместо наших автомобилей мы обнаружили 2 огромных сугроба. За 5 суток выпало больше метра снега, который замаскировал машины. Опять пошли в ход лавинные лопаты.
В тот же день мы отправились в обратный путь и через сутки были в Нижнем Новгороде.

Конечно, можно считать эту экспедицию неудачной. Но в ней молодые альпинисты приобрели бесценный опыт, который не получишь чтением описаний и отчетов. Автор 10 раз успешно поднимался на вершины Эльбруса, но летом и весной. Оказалось, что зимний Эльбрус гораздо более жесток. Претерпев на своей шкуре фактически антарктическую погоду, начинаешь понимать подвиг группы Гусева, которая в феврале 1943 года снимала фашистские флаги с вершин Эльбруса. Экспедиция на зимний Эльбрус явилась полезной тренировкой для молодежи, которая планирует сложные, в том числе высотные восхождения.